Версия для слабовидящих

Сайт Администрации г.Канска размещен на новой платформе, по новому адресу: https://kansk-adm.gosuslugi.ru/                                     В настоящее время новый сайт находится в стадии наполнения.

О взыскании просроченной задолженности

Федеральным законом от 26.07.2019 № 214-ФЗ «О внесении изменений в статьи 155 и 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее – Федеральный закон № 214-ФЗ) в ЖК РФ (ч. 18 ст. 155) внесены изменения, согласно которым УК, ТСЖ, РСО, региональный оператор по обращению с ТКО не вправе уступать право (требование) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за ЖКУ третьим лицам, в том числе:

кредитным организациям;

лицам, осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц.

Заключенный в таком случае договор об уступке права (требования) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за ЖКУ считается ничтожным.

Гражданское законодательство определяет ряд признаков уступки права (требования) (ч. 1 ст. 384 ГК РФ):

  • правопреемство нового кредитора после передачи первоначальным кредитором прав (требований);
  • право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права;
  • первоначальный кредитор при этом лишается всех прав на переданные обязательства, выбывая из правоотношений.

Изменения, внесенные Федеральным законом № 214-ФЗ в ЖК РФ, направлены на социальную защиту прав граждан, поскольку уступка прав требований непрофессиональным участникам рынка ЖКХ:

лишает граждан возможности установления законности требования долга в судебном порядке с участием специально уполномоченных жилищным законодательством участников;

исключает дальнейшую передачу денежных средств за потребленные ресурсы надлежащему кредитору.

В свою очередь агентский договор согласно статье 1005 ГК РФ  представляет собой соглашение об оказании услуг, на основании которого одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. Из чего следует, что:

  • агент может лишь выполнять ряд порученных ему действий, совершаемых в интересах кредитора;
  • ответственность за действия, направленные на истребование задолженности несет профессиональный участник рынка ЖКХ.

Таким образом, Федеральный закон № 214-ФЗ, установивший ограничение оборотоспособности права (требования) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за ЖКУ, не лишает исполнителей ЖКУ права:

привлекать третьих лиц для совершения юридических и фактических действий по взысканию задолженности за оказанные ЖКУ;

заключать агентские договоры, направленные на сбор денежных средств, при которых исполнитель ЖКУ не выбывает из правоотношений. Круг лиц, с которыми исполнители ЖКУ вправе заключать такие договоры, также не ограничен.

Аналогичная позиция содержится в разъяснениях Минстроя России, отраженных в письме от 14.10.2020 № 41140-ОЛ/04 «О разъяснении положений части 18 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации».

Федеральным законом от 26.07.2019 № 214-ФЗ «О внесении изменений в статьи 155 и 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее – Федеральный закон № 214-ФЗ) в ЖК РФ (ч. 18 ст. 155) внесены изменения, согласно которым УК, ТСЖ, РСО, региональный оператор по обращению с ТКО не вправе уступать право (требование) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за ЖКУ третьим лицам, в том числе:

кредитным организациям;

лицам, осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц.

Заключенный в таком случае договор об уступке права (требования) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за ЖКУ считается ничтожным.

Гражданское законодательство определяет ряд признаков уступки права (требования) (ч. 1 ст. 384 ГК РФ):

  • правопреемство нового кредитора после передачи первоначальным кредитором прав (требований);
  • право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права;
  • первоначальный кредитор при этом лишается всех прав на переданные обязательства, выбывая из правоотношений.

Изменения, внесенные Федеральным законом № 214-ФЗ в ЖК РФ, направлены на социальную защиту прав граждан, поскольку уступка прав требований непрофессиональным участникам рынка ЖКХ:

лишает граждан возможности установления законности требования долга в судебном порядке с участием специально уполномоченных жилищным законодательством участников;

исключает дальнейшую передачу денежных средств за потребленные ресурсы надлежащему кредитору.

В свою очередь агентский договор согласно статье 1005 ГК РФ  представляет собой соглашение об оказании услуг, на основании которого одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. Из чего следует, что:

  • агент может лишь выполнять ряд порученных ему действий, совершаемых в интересах кредитора;
  • ответственность за действия, направленные на истребование задолженности несет профессиональный участник рынка ЖКХ.

Таким образом, Федеральный закон № 214-ФЗ, установивший ограничение оборотоспособности права (требования) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за ЖКУ, не лишает исполнителей ЖКУ права:

привлекать третьих лиц для совершения юридических и фактических действий по взысканию задолженности за оказанные ЖКУ;

заключать агентские договоры, направленные на сбор денежных средств, при которых исполнитель ЖКУ не выбывает из правоотношений. Круг лиц, с которыми исполнители ЖКУ вправе заключать такие договоры, также не ограничен.

Аналогичная позиция содержится в разъяснениях Минстроя России, отраженных в письме от 14.10.2020 № 41140-ОЛ/04 «О разъяснении положений части 18 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации».

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

 

                 Администрация города Канска Красноярского края

                 663600, Красноярский край, г. Канск, ул. Ленина, 4/1

Телефоны: (39161) 3-30-50, (39161) 3-47-59                            

e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.