Версия для слабовидящих

Прокуратура информирует (разъяснения действующего законодательства)

22 ноября текущего года вступил в силу Федеральный закон от 22.11.2016 № 385-ФЗ «О единовременной денежной выплате гражданам, получающим пенсию».

Указанная выплата полагается гражданам, постоянно проживающим на территории Российской Федерации и являющимся получателями пенсии, включая пенсионеров из числа лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии.   

В соответствии с Федеральным законом пенсионеры получат единовременную денежную выплату в размере 5 000 рублей в январе 2017 года. При этом предусмотрено, что в случае, если единовременная выплата не была осуществлена в январе 2017 года, ее выплата может быть произведена и после указанного срока.

Выплата производится органами, осуществляющими основное пенсионное обеспечение, в случае получения двух пенсий – территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации.

Помощник Канского межрайонного прокурора юрист 1 класса А.Г. Андреева

Канской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения земельного законодательства органами местного самоуправления администрацией сельсоветов Канского района при  предоставлении земельных участков.

 В связи с выявлением многочисленных нарушений полагаем необходимым разъяснить, что в соответствии с ч. 1 ст. 39.18 Земельного Кодекса РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности орган местного самоуправления (администрация сельсовета) в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей  в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 № 909 сайт www.torgi.gov.ruопределен в качестве официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения, в том числе информации о проведении аукционов по продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, о проведении аукционов на право заключения договора аренды земельного участка, находящего в государственной или муниципальной собственности.

Таким образом, опубликование извещения о предоставлении земельного участка в соответствии с требованиями ст. 39.18 ЗК РФ в официальном издании и на официальном сайте органам местного самоуправления,  а также на сайте www.torgi.gov.ruявляется обязательной процедурой при предоставлении земельного участка на праве аренды или в собственность гражданину или юридическому лицу из земель, находящихся в муниципальной или государственной собственности.

Помощник прокурора юрист 1 класса А.С. Брянская

В связи с изменениями, внесенными в Градостроительный и Земельные кодексы РФ информируем о том, что с 01.01.2017 года согласно ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство определено как  документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно новой ч. 1.1 ст. 51 ГрК РФ в случае, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, разрешение на строительство подтверждает соответствие проектной документации установленным требованиям к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке.

В новой редакции п. 2 ч. 9 ст. 51 ГрК РФ для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходим градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство.

Согласно ч. 1 ст. 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

В новой редакции п. 2 ч. 3 ст. 55 ГрК РФ определено, что  для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимградостроительный план земельного участка, представленный для получения разрешения на строительство, или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории.

Также разъясняем, что с 01.01.2017 полномочия по распоряжению земельными, участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности от органов местного самоуправления сельских поселений передаются в орган местного самоуправления муниципального района.

Такими образом, за получением муниципальных услуг в сфере землепользования с 01.01.2017 гражданам и юридическим лицами необходимо обращаться в структурные подразделения администрации Канского района.

Помощник прокурора юрист 1 класса А.С. Брянская

Федеральным законом от 03.07.2016 № 272-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушения законодательства в части, касающейся оплаты труда»  в Трудовой кодекс РФ внесены изменения, согласно которым заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца,  но не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.

При этом, в два раза увеличена материальная ответственность работодателя за нарушение установленных сроков выплаты заработной платы и иных, причитающихся работникам выплат.

Так, при нарушении работодателем установленного срока выплаты  заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

В пользу работника законодатель также увеличил срок исковой давности для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, до одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм (ранее этот срок составлял три месяца).

О.Н. Еланкова

Неконтролируемые выжигания сухой травы в весенний период приводят к серьезным последствиям включая гибель животных, лесных насаждений и угрозу населенным пунктам, расположенных вблизи горящих полей и лесных участков.

Пожароопасная обстановка в лесах, масштабность природных пожаров является актуальной проблемой и постоянно находится на контроле.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 18.08.2016 №807 Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденные постановлением Правительства РФ 30.06.2007 г. № 417 и Правила противопожарного режима в РФ, утвержденные постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 №390, на органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальных предпринимателей, должностных лиц, граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, владеющих, пользующихся и (или) распоряжающихся территорией, прилегающей к лесу, в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова возложена обязанность по обеспечению очистки территории от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделению леса противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.

Изменения вступают в силу с 01.03.2017, за невыполнение указанных обязанностей виновные лица могут быть привлечены к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.32., ч. 1 ст. 20.4. КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере до 200 тысяч рублей.

Помощник Канского межрайонного прокурора Д.А. Кожакин

С 20.07.2016 вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 06.07.2016 № 374-ФЗ в законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности.Так, Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» установлены полномочия органов местного самоуправления в области противодействия терроризму, уточнен правовой режим контртеррористической операции и условия ее проведения.В Федеральном законе от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» закреплено понятие «миссионерская деятельность», раскрыто ее содержание, установлен порядок осуществления такой деятельности.Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность, в том числе за осуществление миссионерской деятельности с нарушением требований законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях.В Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» внесены изменения, в соответствии с которыми операторов связи обязали хранить на территории Российской Федерации информацию о фактах приема, передачи, доставки и/или обработки голосовой информации, текстовых сообщений, изображений, звуков, видео- или иных сообщений пользователей услугами связи - в течение 3-х лет с момента окончания осуществления таких действий, а текстовые сообщения пользователей услугами связи, голосовую информацию, изображения, звуки, видео-, иные сообщения пользователей услугами связи - до 6 месяцев с момента окончания их приема, передачи, доставки и/или обработки, и предоставлять эту информацию государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности РФ, в случаях, установленных федеральными законами.Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ организаторов распространения информации в сети «Интернет» обязали хранить на территории РФ информацию о фактах приема, передачи, доставки и/или обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков, видео- или иных электронных сообщений пользователей и информацию об этих пользователях в течение 1 года с момента окончания осуществления таких действий, а текстовые сообщения пользователей, голосовую информацию, изображения, звуки, видео-, иные электронные сообщения - до 6 месяцев с момента окончания их приема, передачи, доставки и/или обработки, и предоставлять эту информацию государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности РФ, в случаях, установленных федеральными законами.

Помощник прокурора юрист 3 класса В.С. Позякин

В силу статьи 20.29 КоАП РФ массовое распространение экстремистских материалов, включенных в список экстремистских материалов Министерства юстиции Российской Федерации, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 тысячи до 3 тысяч рублей, либо административный арест на срок до 15 суток с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства.

Практика сложилась таким образом, что граждане по незнанию размещают экстремистские материалы как аудиофайлы, так и видеоролики на своих страницах в социальных сетях, которые доступны для ознакомления неограниченному количеству лиц.

Статьей 13 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» установлено, что на территории Российской Федерации запрещается распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения.

Как закреплено в Федеральном законе, экстремистскими материалами являются предназначенные для обнародования документы, либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и/или расовое превосходство, либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

Обращаем Ваше внимание, что с Федеральным списком экстремистских материалов можно ознакомиться по адресу: http://minjust.ru/extremist-materials. На момент написания данной статьи в него включены 3931 материал.

Перед размещением на своей странице в социальной сети каких-либо материалов, в том числе путем репоста (акт копирования записи к себе на страницу в социальной сети), рекомендуем Вам ознакомиться с вышеуказанным списком.

Помощник прокурора юрист 3 класса В.С. Позякин

С 1 января 2017 года вступают в силу положенияст. 154 Жилищного Кодекса РФ, согласно которой в состав платы за содержание жилого помещения включаются расходы на оплату коммунальных услуг, на содержание общедомового имущества многоквартирных домов, так называемого ОДН.

То есть, с 1 января 2017 года строка ОДН будет убрана из квитанций ресурсоснабжающих организаций, и расходы на общедомовые нужды будут отражаться управляющими организациями в строке «содержание и ремонт».

Хочу обратить особое внимание, что это никоим образом не отменяет оплату за общедомовые нужды. Сегодня почти половина многоквартирных домов в г. Канске оснащены общедомовыми приборами учета, и они являются на сегодняшний день плательщиками и будут являться таковыми. Но законодатель предусмотрел, что с 1 января 2017 года жильцы будут платить за общедомовые нужды не выше норматива, установленного субъектом Российской Федерации, то есть Правительством Красноярского края.Остальное будет ложиться на управляющие организации.

Статьями  11  и  14 Закона Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 «О защите прав ребенка» гарантировано право на получение отдельной категорий учащихся образовательных учреждений бесплатного питания за счет средств краевого бюджета, а также денежной компенсации взамен бесплатного горячего завтрака и обеда.

К льготной категории учащихся в соответствии  с п. 3 ст. 11 Закона Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 «О защите прав ребенка»:

обучающиеся из семей со среднедушевым доходом ниже величины прожиточного минимума, установленной в районах Красноярского края на душу населения;

обучающиеся из многодетных семей со среднедушевым доходом семьи, не превышающим 1,25 величины прожиточного минимума, установленной в районах Красноярского края на душу населения;

обучающиеся, воспитывающиеся одинокими родителями со среднедушевым доходом семьи, не превышающим 1,25 величины прожиточного минимума, установленной в районах Красноярского края на душу населения;

обучающиеся из семей, находящихся в социально опасном положении, в которых родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию, и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

Кроме того, за счет средств краевого бюджета обеспечиваются горячим обедом без взимания платы обучающиеся, подвозимые к данным организациям школьными автобусами, а также горячим завтраком и горячим обедом - обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья.

Обучающиеся в муниципальных общеобразовательных организациях, расположенных в труднодоступных и отдаленных сельских населенных пунктах, по их желанию могут обеспечиваться набором продуктов питания для предоставления завтрака без взимания платы взамен обеспечения горячим завтраком.

В свою очередь, под обучающимися, воспитывающимися одинокими родителями, следует понимать детей, у которых сведения об одном из родителей в актовой записи о рождении записаны со слов другого родителя или не имеются, а также детей, фактически воспитывающихся одним родителем в связи со смертью другого родителя, признанием безвестно отсутствующим или объявлением умершим.

К обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, в соответствии с п.п. 16 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,  относятся лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Согласно Порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации взамен горячего завтрака и горячего обеда обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в краевых государственных, муниципальных и частных общеобразовательных организациях по имеющим государственную  аккредитацию основным общеобразовательные программы на дому, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 05.04.2016 № 155-п, право обучающегося на получение компенсации определяется исходя из имеющихся в распоряжении организации следующих документов:

заключение психолого-медико-педагогической комиссии, созданной органом исполнительной власти Красноярского края или органом местного самоуправления муниципального образования Красноярского края;

распорядительный акт организации о приеме обучающегося на обучение и (или) договор между организацией и одним из родителей (законных представителей) обучающегося об организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому.

 Для получения бесплатного питания либо  компенсации один из родителей (законных представителей) обучающегося, проживающий совместно с обучающимся, представляет по месту обучения в организацию ежегодно до окончания текущего учебного года заявлениеи документы подтверждающие льготу.

Одновременно разъясняем, что родитель (законный представитель) обучающегося несет ответственность за достоверность сведений, содержащихся в представленных документах.

Старший помощник прокурора юрист 2 класса Г.С. Козловская

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицам, относящимся к данной категории, гарантировано право на полное государственное обеспечение в период обучения в учреждениях профессионального образования до его окончания.

Федеральным законом от 03.07.2016 № 359-ФЗ «О внесении изменений в отделенные законодательные акты Российской Федерации», вступившим в силу с 15.07.2016, изменена редакция ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», включением в нее дополнительной категории граждан, имеющих право на предоставление дополнительных гарантий по социальной поддержке  -  лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых в период их обучения по основным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих умерли оба родителя или единственный родитель. Одновременно  расширен перечень льгот, предоставляемых обучающимся из категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из них числа.

Следует учитывать, что в соответствии с новой редакцией Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» наряду  с детьми-сиротами, детьми, а также  гражданами из их числа,  лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя до окончания учреждения профессионального образования имеют право на полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке (бесплатное питание, предоставление бесплатного комплекта одежды, обуви, мягкого инвентаря или возмещение их полной стоимости, предоставление жилого помещения, бесплатное оказание медицинской помощи).

Однако Закон  Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 «О защите прав ребенка» в настоящее время не приведен  в соответствие с федеральным законодательством.

Так,  вопреки требованиям п.8 ст.6 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции закона от 03.07.2016) Законом Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 «О защите прав ребенка» не предусмотрено право граждан выше указанной категории на полное государственное обеспечение и получение государственной социальной стипендии при предоставлении отпуска по беременности и родам, отпуска  по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, что является нарушения гарантированных государством прав, требующих принятия мер прокурорского реагирования.

По данным фактам рекомендуем обращаться с заявлением в Канскую межрайонную прокуратуру, расположенную по адресу: г. Канск, ул. 30 лет ВЛКСМ, д.9, в рабочие дни (понедельник - пятница) и время с 09-00 до 18-00 (обеденный перерыв с 13-00 до 13-45).

Либо непосредственно курирующему данное направление надзора старшему помощнику прокурора Козловской Галине Сергеевне в приемные дни, еженедельно в четверг  с 14-00 до 18-00.

Старший помощник прокурора юрист 2 класса Г.С. Козловская

С 01.09.2016 вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 № 365-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который внес изменения в нормы Земельного Кодекса РФ, касающиеся предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

Так, новым правовым регулированием установлено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.

Также установлено, что договор аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, арендатору, в отношении которого у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка.

Более того, действующим законодательством установлено упрощена процедура подачи заявления для предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов.

В частности, отменена обязанность заявителя о предоставлении пакета документов, в частности, таких документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия, документы, подтверждающие полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя, заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо, подготовленные некоммерческой организацией, созданной гражданами, списки ее членов в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование указанной организации для ведения огородничества или садоводства, в случае, если указанные документы направлялись в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, по итогам рассмотрения которого принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Таким образом, произошло упрощение процедуры предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

Помощник прокурора юрист 3 класса И.С. Савчина

Вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ принудительное исполнение судебных актов возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

Частью 3 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в установленный для добровольного исполнения срок для должника наступает ответственность в виде исполнительского сбора. Исполнительский сбор устанавливается в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее 1 тыс. рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и 10 тыс. рублей с должника - организации.

В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере 5 тыс. рублей, с должника-организации  в размере 50 тыс. рублей.

В случае если должником не исполнены содержащиеся в исполнительном документе требования неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после взыскания исполнительского сбора, статьей 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на виновное лицо предусмотрено наложение административного штрафа: на граждан в размере от 1 до 2,5 тыс. рублей; на должностных лиц - от 10 до 20 тыс. рублей; на юридических лиц - от 30 до 50 тыс. рублей.

Если должником и в последующем не исполняются требования неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем, размеры административного штрафа увеличиваются: на граждан в размере от 2 до 2,5 тыс. рублей; на должностных лиц - от 15 до 20 тыс. рублей; на юридических лиц - от 50 до 70 тыс. рублей.     

Главой 17 КоАП РФ предусмотрены и иные виды ответственности, имеющие отношение к сфере исполнительного производства. К таковым относится воспрепятствование законной деятельности судебного пристава (статья 17.8 КоАП РФ). На виновное лицо может быть наложен административный штраф: на граждан в размере от 1 до 1,5 тыс. рублей; на юридических лиц - от 300 до 500 тыс. рублей. А также за нарушение законодательства об исполнительном производстве (статья 17.14 КоАП РФ) и другие.

Кроме того, уголовным законодательством Российской Федерации предусмотрены меры уголовной ответственности. Так, в соответствии со статьей 315 Уголовного кодекса Российской Федерации злостное неисполнение представителем власти, государственным служащим, муниципальным служащим, а также служащим государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации вступивших в законную силу приговора суда, решения суда или иного судебного акта, а равно воспрепятствование их исполнению наказываются штрафом в размере до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо принудительными работами на срок до 2-х лет, либо арестом на срок до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 2 лет.

Кроме того, существует ответственность за неуплату родителем без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей, нетрудоспособных родителей. Наказание предусмотрено статьей 157 УК РФ в виде лишения свободы сроком до одного года. За злостное уклонение от погашения по решению суда кредиторской задолженности предусмотрено наказание в виде лишения свободы сроком до 2 лет (статья 177 УК РФ).

Помощник Канского межрайонного прокурора И.А.Хохлов