Версия для слабовидящих

Памятка для предпринимателей

Прокуратура Красноярского края

ПАМЯТКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ по защите своих прав при обращении за предоставлением государственных и муниципальных услуг

Красноярск 2017 год.

Уважаемые предприниматели!

Данная памятка подготовлена прокуратурой Красноярского края в целях правового просвещения предпринимательского сообщества и содержит информацию о наиболее важных моментах взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления при оформлении разрешений, лицензий, обращении за иными государственными и муниципальными услугами.

Регламентация порядка предоставления государственных и муниципальных услуг.

Государственная услуга - деятельность по реализации функций органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда либо органа местного самоуправления (при осуществлении им отдельных государственных полномочий), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами полномочий соответствующих органов.

Муниципальная услуга - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения.

Вопросы предоставления государственных и муниципальных услуг регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и принятыми в соответствии с ним иными нормативными актами.

Основными принципами предоставления государственных и муниципальных услуг являются: открытость деятельности органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, а также организаций, участвующих в их предоставлении; доступность обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг; возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом.

Информация о порядке обращения за государственной или муниципальной услугой, перечне документов, которые в обязательном порядке должны быть приложены к заявлению, а также о сроках предоставления государственной или муниципальной услуге содержится в административном регламенте, содержание которого должно доводиться до сведения заинтересованных лиц посредством опубликования на официальном сайте соответствующего органа, на порталах государственных и муниципальных услуг, на информационных стендах.

Права заявителя.

При получении государственных и муниципальных услуг заявителиимеют право на:

1) получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом её предоставления;

2) получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме;

3) получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством, по выбору заявителя;

4) досудебное (внесудебное) рассмотрение жалоб в процессе получения государственных и (или) муниципальных услуг;

5) получение государственных и муниципальных услуг в многофункциональном центре в соответствии с соглашениями, заключенными между многофункциональным центром и органами, предоставляющими государственные или муниципальные услуги.

Органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги,не вправе требовать от заявителя:

1) представления дополнительных документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами;

2) представления документов и информации, которые могут быть получены в порядке межведомственного взаимодействия, в том числе касающиеся внесении платы за предоставление услуги. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию по собственной инициативе;

3) осуществления действий, в том числе согласований, за исключением получения услуг, документов и информации, включенных в перечни услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг.

Получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

Возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме реализуется через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций), а также региональные порталы государственных и муниципальных услуг (функций).

На региональных порталах должна предоставляться возможность получения сведений об услугах и обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг всех органов соответствующего субъекта РФ (за исключением федеральных органов), если получение услуги в электронной форме не запрещено законом.

В настоящее время существует техническая возможность заказать в электронной форме через портал большинство оказываемых на территории края государственных услуг, а также муниципальных услуг значительного числа органов местного самоуправления края (в том числе администрации г. Красноярска).

Для получения возможности заказать государственную или муниципальную услугу в электронной форме необходимо зарегистрироваться на одном из порталов, а также пройти идентификацию в одном из Центров обслуживания, расположенных на территории различных государственных учреждений (в том числе, в отделениях Пенсионного фонда, Почты России, в органах местного самоуправления, на территории отдельных банков - полный перечень Центров обслуживания и графики их работы имеются в соответствующем разделе портала gosuslugi.ru). Для создания личного кабинета юридического лица необходимо предварительно создать учетную запись физического лица, являющегося законным представителем организации, либо имеющего право представлять интересы юридического лица по доверенности).

При подаче заявлений в электронной форме через портал у Вас возникает преимущество в получении услуги вне очереди, а в отдельных случаях - снижается размер оплачиваемой государственной пошлины (для физических лиц), что ведет к экономии Вашего времени и средств, затраченных на оказание услуги.

Основания для отказа в предоставлении государственной или муниципальной услуги.

Основания для отказа в предоставлении государственных и муниципальных услуг можно объединить в следующие группы:

предоставление неполного пакета документов заявителем (за исключением документов, которые могут быть предоставлены в порядке межведомственного взаимодействия);

- несоответствие заявителя установленным требованиям (отсутствие у заявителя требуемых законодательством документов либо несоответствие документов установленным требованиям);

отсутствие оплаты за предоставление государственной или муниципальной услуги (если услуга предоставляется на платной основе).

Особенности лицензирования отдельных видов деятельности.

Лицензирование - деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в необходимых случае, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования.

Таким образом, лицензирование по своей правовой природе является государственной функцией и лишь отчасти регулируется Федеральным законом № 210-ФЗ.

Несмотря на то, что процедура выдачи, переоформления, продления лицензии, инициируется направлением запроса заявителя, в отличие от большинства иных государственных услуг выдаче лицензии предшествует проведение проверки. Проведение соответствующей проверки регламентируется Федеральными законами от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при: осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также специальными федеральными законами.

Ответственность органов государственной власти и местного самоуправления за нарушения законодательства в данной сфере.

Административная ответственность за нарушения со стороны должностных лиц, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, установлена ст.ст. 5.63, 5.63.1 КоАП РФ, ст.ст. 2.3, 2.4 Закона Красноярского края «Об административных правонарушениях».

Состав административного правонарушения образуют следующие действия:

- незаконный отказ в предоставлении услуги;

- необоснованный отказ в приеме документов;

- предоставление услуги с нарушением установленного срока;

- требование должностными лицами для предоставления государственной или муниципальной услуги документов и (или) платы, не предусмотренных законодательством;

- нарушение порядка рассмотрения жалоб, касающихся предоставления государственной или муниципальной услуги;

нарушение сроков выдачи согласования, необходимого для предоставления услуги.

Срок давности привлечения к административной ответственности составляет 3 месяца с даты совершения административного правонарушения.

Роль органов прокуратуры в устранении административных барьеров в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг.

Полномочия прокуратуры:

Возбуждение дел об административных правонарушениях по ст.ст. 5.63, 5.63.1 КоАП РФ относятся к исключительной компетенции органов прокуратуры.

Помимо привлечения к административной ответственности прокурор вправе опротестовать незаконное решение об отказе в предоставлении государственной или муниципальной услуги, внести представление об устранении нарушений прав хозяйствующего субъекта.

Способы защиты прав предпринимателем.

В случаях нарушения Ваших прав Вы вправе обращаться в районные (городские) прокуратуры по месту совершения неправомерных, по Вашему мнению, действий, адреса и телефоны которых указаны на сайте прокуратуры Красноярского края, либо непосредственно в прокуратуру края по адресу:

г. Красноярск, пр. Мира, 32 либо через Интернет-приемную на сайте прокуратуры края krasproc.ru.

Прокуратура Красноярского края

                  

ПАМЯТКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ по защите своих прав при проверке их деятельности органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля

г. Красноярск, 2017 год

Уважаемые предприниматели!

Данная памятка подготовлена прокуратурой Красноярского края в целях правового просвещения предпринимательского сообщества и содержит информацию о наиболее важных моментах взаимодействия с контролирующими органами при проведении проверок.

Регламентация проведения проверок.

Вопросы осуществления проверок деятельности субъектов предпринимательства регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ) и принятыми в соответствии с ним иными нормативными актами.

Особенности в отношении отдельных видов контроля могут быть предусмотрены соответствующими профильными законами (например, государственного пожарного надзора - Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности").

Требования названного Закона не применяются при проведении оперативно-розыскных мероприятий сотрудниками полиции, осуществлении прокурорского надзора и правосудия, проведении административного расследования, налогового контроля и в других случаях, указанных в п.п. 3 и 3.1 ст. 1 Федерального закона № 294-ФЗ.

Порядок проведения проверки.

Все проверки проводятся на основании распоряжения (приказа) руководителя органа контроля, который в начале проверки вручается под роспись руководителю проверяемого лица или его представителю одновременно с предъявлением служебного удостоверения. По итогам проверки составляется акт, один экземпляр которого также вручается проверяемому лицу. Проверка может проводиться только теми должностными лицами, которые указаны в распоряжении (приказе).

О проведении плановой проверки лицо извещается не позднее трех рабочих дней до ее начала, внеплановой - не менее чем за двадцать четыре часа посредством направления копии распоряжения или приказа заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

Предварительного уведомления о внеплановой проверке не требуется, если в результате деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя причинен или причиняется вред жизни и здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.

Отдельными федеральными законами также предусмотрены случаи проведения внеплановых выездных проверок без предварительного уведомления (к примеру ст. 13 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»).

Виды проверок.

Проверки делятся на плановые и внеплановые, каждая из которых может быть выездной (проводятся по месту осуществления хозяйственной деятельности) и документарной (проводятся по месту нахождения контролирующего органа).

Общая периодичность плановых проверок - не чаще чем 1 раз в 3 года с даты последней проверки, государственной регистрации или начала осуществления предпринимательской деятельности согласно поданного уведомления. Иная периодичность может быть предусмотрена специальными федеральными законами (например, проверка в рамках лицензионного контроля возможна по истечении 1 года с даты выдачи лицензии - ст. 19 Федерального закона от 04.05.2011 № 99- ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").

План проверок на очередной год формируется прокуратурой края с учетом требований действующего законодательства до 31 ноября.

План проверок на очередной год размещается на Интернет-сайтах Генеральной прокуратуры Российской Федерации (www.genproc.gov.ru) и прокуратуры Красноярского края (www.Jirasprok.ru), а также на официальных Интернет-сайтах соответствующих органов контроля.

Кроме того, сведения о плановых и внеплановых проверках возможно получить в открытых данных ФГИС Единый реестр проверок (www.proverki.gov.ru).

Основания для внеплановой проверки.

Общими основаниями для внеплановой проверки являются:

1) истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений;

2) поступление в орган контроля обращений и заявлений граждан, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

причинения вреда жизни и здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а равно об их угрозе (проводятся только по согласованию с органами прокуратуры);

выявление при проведении мероприятий без взаимодействия с субъектом проверки параметров деятельности, соответствие которым или отклонение от которых является основанием для проведения внеплановой проверки (проводятся только по согласованию с органами прокуратуры);

нарушение прав потребителей (в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены);

3) приказ (распоряжение) руководителя органа контроля, изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора.

Другие основания могут быть предусмотрены специальными федеральными законами (например, наличие заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав может стать поводом для проверки Государственной инспекции труда - ст. 360 Трудового кодекса РФ).

Согласно п. 3 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ обращения, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган контроля, а также обращения, не содержащие сведений о фактах, причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда окружающей среде, безопасности государства или угрозе их причинения, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.

Также не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки заявления, поступившие посредством электронной почты и не содержащие свойств авторизации заявителя.

Максимальный срок проверки не может превышать 20 рабочих дней конкретный срок плановой проверки определяется планом, внеплановой - приказом о ее проведении.

В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год (ст. 13 Федерального закона № 294-ФЗ). Данное время считается по продолжительности нахождения инспектора на предприятии.

Права предпринимателя при проведении проверки.

При проведении проверок предприниматель вправе (ст. 21 Федерального закона № 294-ФЗ):

- непосредственно присутствовать при проведении проверки и давать необходимые объяснения;

- получать от проверяющего лица информацию, которая относится к предмету проверки;

- знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем согласии или несогласии с ними, с иными документами проверки, а также предоставлять иные документы по собственной инициативе, которые могут быть получены в рамках межведомственного взаимодействия;

обжаловать действия (бездействие) должностных лиц контролирующего органа в административном и (или) судебном порядке;

- привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке.

Ответственность органов контроля за нарушения законодательства в данной сфере.

В случае грубого нарушения требований Федерального закона № 294-ФЗ (отсутствие оснований для проверки, отсутствие согласования с органами прокуратуры, нарушение сроков, проведение проверки без распоряжения (приказа) и т.д.), результаты проверки не могут являться доказательствами нарушения лицом обязательных требований и подлежат отмене (ст. 20 Федерального закона № 294-ФЗ).

Указанные нарушения влекут для сотрудников органов контроля (надзора) административную ответственность вплоть до дисквалификации по ст. 19.6.1 КоАПРФ.

Роль органов прокуратуры в защите предпринимателей от излишнего давления со стороны контролирующих органов.

Полномочия прокуратуры:

- формирование сводного плана проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, исключение из планов органов контроля необоснованных проверок;

- согласование в ряде случаев внеплановых выездных проверок;

- проведение проверок исполнения органами государственной власти и местного самоуправления законодательства в сфере государственного и муниципального контроля и надзора, принятие при необходимости мер прокурорского реагирования.

Способ защиты прав предпринимателем.

В случаях нарушения Ваших прав Вы вправе обращаться в районные (городские) прокуратуры по месту совершения неправомерных, по Вашему мнению, действий (бездействия), адреса и телефоны которых указаны на сайте прокуратуры Красноярского края, либо непосредственно в прокуратуру края по адресу:

г. Красноярск, пр. Мира, 32.

Имеется возможность подать свое обращение через Интернет-приемную на сайте прокуратуры края.